ПРИЗЫВ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА
24 июня 1995 года "Российская газета" опубликовала указ Президента РФ ? 626 от 23.06.95 г. "О порядке присвоения офицерского воинского звания гражданам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования". Содержание данного указа не соответствовало пункту 5 статьи 17 закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" и вводило не оговоренный законом порядок присвоения офицерских'званий выпускникам военных кафедр (ВК). Но главное несоответствие заключалось совершенно в ином. С подачи Министерства обороны РФ этот указ, в котором не было ни слова о призыве на военную службу кого бы то ни было, стал повсеместно трактоваться областными военными комиссарами как указ о призыве на военную службу в качестве рядовых выпускников военных кафедр. В средствах массовой информации последовал ряд выступлений городских и областных военкомов, в которых они разъясняли законность такого призыва и попутно грозили всеми карами небесными тем, кто посмеет не согласиться с такой вольной трактовкой этого указа. Все это привело к тому, что 118 выпускников военной кафедры Новочеркасского государственного технического университета объединились и обратились в городской суд с жалобами на неправомерные действия городского военного комиссара.Суд из всех 118 дел фактически рассмотрел только два первых дела: Юрия Алипатова и Дмитрия Тишкина. Суд признал неправомерным призыв выпускников военных кафедр в качестве рядовых. Более того, суд признал неправомерным направление этой категории лиц повесток с сообщением, что согласно Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" эти лица подлежат призыву на военную службу. Так в Ростовской области выпускники НГТУ пресекли попытки их незаконного призыва в армию.Впоследствии, в связи с принятием новой редакции федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Указы Президента Российской Федерации от 23 июня 1995 г. ? 626 и ? 18 от 9 января 1996 г. о порядке присвоения воинского звания выпускникам военных кафедр утратили свою силу. 17 декабря 1996 года Президент России подписал Указ ? 1702 "О призыве в 1997-1999 годах на военную службу офицеров запаса". После опубликования этого указа в средствах массовой информации появились выступления юристов о неправомерности призыва офицеров запаса в мирное время без объявления Президентом России мобилизации или военного времени в стране. На примере Ростовской области и по откликам из других городов России видно, что этот указ однозначно воспринят военкомами всех рангов как указ о принудительном призыве на военную службу офицеров запаса. По всей России всеми правдами и неправдами начали загонять на военную службу выпускников ВК и офицеров запаса. Преамбула указа имела ссылку на статью 19 закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" как на обоснование призыва офицеров запаса.
Однако анализ статьи 19 показывает, что ссылки на эту статью не выдерживают никакой критики.
Так, первый пункт статьи 19 устанавливал, что все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на отсрочку или освобождения от призыва, подлежат призыву на военную службу. Второй пункт статьи 19 определял, что в Российской Федерации есть только два вида военной службы: военная служба по призыву и военная служба по контракту. А в соответствии с пунктом 3 статьи 19 призванный на военную службу офицер запаса имел статус военнослужащего, проходящего военную службу по контракту. По первому пункту офицер запаса вроде бы подлежал призыву, но второй и третий пункты статьи 19 говорят несколько иное. Подписав контракт о военном обучении на военной кафедре по программе подготовки офицеров запаса, гражданин не входит в разряд граждан, проходящих военную службу по призыву, ибо он выбрал военную службу по контракту. И когда призываемые на военную службу выпускники ВК, еще не получившие воинского звания (!?), и офицеры запаса проходят медицинское освидетельствование в ВВК, то они, действительно, обнаруживают в анкете, что поступают на военную службу по контракту, а их медицинское освидетельствование проходит соответственно по графе III Положения о военно-врачебной экспертизе ? 390, то есть по графе для военнослужащих проходящих военную службу по контракту. Контракт же, как всем известно, дело добровольное.
Таким образом, мы видим, что ссылка Указа на статью 19 не соответствовала ее содержанию и не могла быть основанием для призыва офицеров запаса в мирное время.
Далее, в первом пункте указа Президент Российской Федерации дает распоряжение Министерству обороны о призыве на военную службу определенного количества офицеров запаса.
Однако в компетенцию МО РФ не входит осуществление призыва на военную службу кого бы то ни было (ст. 14-15 закона "Об обороне"). МО РФ вправе заключить с гражданином только контракт о прохождении военной службы (п. 1 ст. 32 закона "О воинской обязанности и военной службе"). Согласно статей 1, 26 и 28 этого же закона призыв на военную службу осуществляется местной администрацией. Но в указе нет ни слова о возложении на местную администрацию обязанности по призыву на военную службу офицеров запаса. Невольно встает вопрос, а как же тогда исполнять этот указ?
По смыслу прежней редакции федерального закона "О воинской обязанности и военной службе " (п.1 ст.50) и ныне действующих законов "Об обороне" (п. 4 ст. 12) и "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (п.20 ст.2 и пп. "б" п.б ст. 17), запас создается для доукомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации по мобилизации и в военное время. Из положений этих законов четко следует, что находящиеся в запасе граждане могут быть призваны на военную службу лишь в случае объявления Президентом РФ в стране мобилизации или военного положения. Но в угоду Министерству обороны Федеральное Собрание весной 1998 г. изменило редакцию закона "О воинской обязанности и военной службе", убрав из него предназначение запаса. В закон был добавлен подпункт "б" пункта 1 статьи 22, согласно которого не подлежащие ранее призыву в мирное время офицеры запаса, теперь могут быть призваны на военную службу в любое угодное для военного ведомства время по решению военного комиссара.
Был изменен и Указ Президента России ? 1702 от 17.12.96 г. В преамбуле указа статья 19 заменена на статью 22.
Внесение таких изменений сделало положение офицеров запаса вконец запутанным и бесправным. С одной стороны граждане, заключившие контракт об обучении на военной кафедре, обучаются все же не для пополнения Вооруженных Сил офицерами в мирное время, а по программе подготовки офицера запаса. Но из смысла законов "Об обороне" и "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" четко вытекает - запас создается только для до-укомплектования Вооруженных Сил по мобилизации и в военное время. Но с другой стороны, новая редакция закона "О воинской обязанности и военной службе" имеет положения о том, что выпускники военных кафедр, зачисленные в запас с одновременным присвоением воинского офицерского звания, подлежат призыву на военную службу на основании указов Президента Российской Федерации (п.1 ст.22 и п.2 ст. 25). Налицо противоречие между законами, регулирующими оборону страны и несение военной службы. Федеральные законы "Об обороне" и "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" устанавливают возможность призыва офицеров запаса только при возникновении угрозы Российской Федерации и объявлении Президентом России мобилизации или военного положения в стране (п. 6 ст. 4 закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"). Но федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", вводя положение о призыве на военную службу офицеров запаса, намеренно умалчивает о том, что издать указ о призыве офицеров запаса Президент Российской Федерации вправе только после объявления им в стране мобилизации или военного времени.
Подписание Путиным нового Указа не изменило ситуации.
Оппоненты из военкоматов правомерность призыва выпускников военных кафедр обычно обосновывают тем, что при заключении с МО РФ контракта о военном обучении по программе подготовки офицеров запаса, гражданин дал обязательство отслужить в качестве офицера два года по указу Президента РФ, и поэтому его вправе призвать на военную службу. Однако гражданин все же давал обязательство отслужить два года не по любому указу Президента страны, а только по мотивированному. А Указ ? 1702 таковым назвать нельзя, так как в нем не указан мотив призыва офицеров запаса на военную службу, то есть нет ссылок на объявление мобилизации или военного положения в стране.
Ко всему этому, ссылаясь на условия контракта, военные всегда скромно умалчивают о том, что Государственная Дума, внеся 29.04.95 г. изменения в закон "О воинской обязанности и военной службе", исключила из статьи 17 этого закона следующий текст: "В данном контракте предусматривается обязанность гражданина пройти военную службу в случае, указанном в части третьей статьи 19 настоящего Закона", чем фактически освободила выпускников военных кафедр от обязанности отслужить 2 года на офицерских должностях по мотивированному указу Президента РФ. И если гражданам, заключившим контракты о военном обучении на военной кафедре в период с 05.05.95 г. по 02.04.98 г., все же внесли в контракт такую обязанность, то эта запись является незаконной и юридических последствий для выпускников военных кафедр порождать не может. Граждане обязаны выполнять только законные требования должностных лиц и государственных органов, отданных в пределах их должностных полномочий. Однако в полномочия Президента России не входит изменение или отмена федеральных законов, в данном случае положений федеральных законов "Об обороне" и "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", устанавливающих предназначение запаса Вооруженных Сил РФ и регулирующих призыв граждан из запаса по мобилизации и в военное время.
Офицеров запаса, в зависимости от годов завершения обучения на военных кафедрах, по мнению Комитета солдатских матерей России, можно разделить на несколько категорий. Но, поскольку офицер запаса может быть призван на военную службу только до исполнения ему 27 лет, то мы рассмотрим только положение выпускников лета 1995 года и последующих выпусков до 02.04.98 г.
К сожалению, новая редакция федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" резко ухудшила положение выпускников военных кафедр, но об этом мы скажем ниже.
Выпускникам ВУЗов лета 1995 года, в нарушение их контрактов "О военном обучении по программе подготовки офицеров запаса" и на основе расширительного толкования пункта 5 статьи 17 закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" и Указа Президента России ? 626 от 23.06.95 г., МО РФ отказало в аттестации на воинское офицерское звание и пыталось призывать их рядовыми на военную службу. Выпускники Новочеркасского технического государственного университета воспротивились и через суд отменили эту затею. Но в других регионах этих выпускников продолжали призывать рядовыми и лишь с выходом Указа Президента РФ ? 18 от 9.01.96 г. им стали присваивать офицерское воинское звание (в настоящее время указы ?? 626, 18 утратили силу). Согласно пункта 1 статьи 50 закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" эта категория выпускников не должна призываться на военную службу в мирное время.
Следующая категория - это граждане, которые заключили контракты о военном обучении до 5 мая 1995 года либо после этой даты и завершили обучение на военной кафедре до 2-го апреля 1998 года - даты официального опубликования новой редакции федерального закона РФ "О воинской обязанности и военной службе". .
Они заключили контракт с МО РФ "О военном обучении по программе подготовки офицеров запаса" еще по старой форме с возложением на себя обязанности отслужить 2 года на офицерских должностях. Но данное обязательство с 05.05.95 г. вступило в противоречие с положениями закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" и, не имея юридической силы, каких-либо обязанностей на выпускников военных кафедр не возлагает. По действующему до 02.04.98 г. законодательству эта категория также не должна призываться на военную службу в мирное время.
Отстаивая выгодную им точку зрения, в военкоматах обычно ссылались на действующую до 02.04.98 г. редакцию части 3 статьи 19, которая уже была рассмотрена нами выше. Но анализ содержания этой статьи показывает, что эта статья регулирует не призыв офицеров запаса, а лишь определяет их статус - военнослужащего, проходящего военную службу по контракту.
Все вышесказанное приводит к единственному выводу - призыв зачисленных в запас до 02.04.98 г. офицеров запаса в мирное время может идти только на добровольной основе. Военные комиссары, получив разнарядку на призыв определенного числа офицеров запаса, должны привлечь кандидата благами и льготами офицерской военной службы, чтобы тот сам изъявил желание заключить контракт о военной службе. Однако из-за отсутствия умения вести такую вербовочную работу, да и соблазнять-то нечем. Министерство обороны выбрало принудительный метод с применением незаконного психологического давления и игнорирования условий контрактов о военном обучении.
У читателя не может не возникнуть вопрос - а имеют ли под собой какое-либо обоснование угрозы отказать в присвоении офицерского звания при успешном окончании военной кафедры, если гражданин после окончания вуза не высказывает желания идти добровольно на военную службу?
В действующем законодательстве таких положений нет. Тем, кто завершил обучение на военной кафедре до 2 апреля 1998 г. (даты официального опубликования нового закона "О воинской обязанности и военной службе"), присвоение офицерского звания регулировалось пунктом 5 статьи 17 закона "О воинской обязанности и военной службе", в котором было сказано, что порядок присвоения офицерского воинского звания гражданину, успешно завершившему обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, определяется Положением о порядке прохождения военной службы. Вам могут заявить в военкомате, что нового такого Положения нет. Однако никто не отменял прежнее Положение, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 18.03.85 г. ? 240, по которому воинское звание лейтенант присваивается выпускникам образовательных учреждений, прошедшим в период учебы военную подготовку и сдавшим установленные экзамены. Для тех же, кто закончил или закончит обучение на военной кафедре после 2 апреля 1998 г. пункт 2 статьи 52 закона "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает следующее: "Гражданину, успешно завершившему обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, одновременно с зачислением в запас министром обороны Российской Федерации присваивается воинское звание офицера".
Как мы видим закон не связывает присвоение воинского офицерского звания с еще какими бы то ни было предварительными условиями.
Необходимо учитывать еще один немаловажный нюанс. Дать согласие на призыв в качестве офицера можно, лишь уже имея такое звание, а не тогда, когда оно еще не присвоено приказом Министра обороны РФ. Поэтому на сообщение, что вы подлежите призыву на военную службу в качестве офицера, уточните, что офицерское звание вам пока не присвоено, поэтому вопрос о вашем призыве в качестве офицера преждевременен.
Таким образом, мы видим, что руководство ВК, в случае сдачи гражданином установленных законом экзаменов, не вправе отказать в направлении его документов на присвоение офицерского воинского звания. Если же с отправкой таких документов затягивают, то вы вправе обжаловать это районному прокурору или прямо в суд, подав жалобу на неправомерные действия руководства В К.
Между окончанием вуза и присвоением воинского звания может пройти от 3 до б месяцев. Кадровая служба военного округа обязана собрать аттестационные документы со всех военных кафедр округа и лишь после этого может направить их в Управление кадров Министерства обороны. И лишь когда собраны аттестационные документы со всех военных округов России, Министр обороны издает, один на всех, приказ о зачислении в запас с присвоением офицерского воинского звания. По каждому гражданину этот приказ должен иметь два пункта. В первом пункте говорится о зачислении гражданина в запас с присвоением ему офицерского воинского звания лейтенант, а во втором пункте, в случае его призыва, распоряжение о его призыве на военную службу, но никогда не должно быть наоборот: сначала призвать, а потом присвоить офицерское звание.
Оппоненты из военкоматов заявляют, что все обучающиеся на военной кафедре приняли Военную присягу, являются военнослужащими и обязаны беспрекословно исполнить приказ Министра обороны РФ об их призыве на военную службу.
Однако принятие Военной присяги еще не делает гражданина военнослужащим, ибо началом военной службы для этой категории лиц является день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата, либо день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании образовательных учреждений призванному на военную службу офицеру запаса (п.10 ст.38 федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
К тому же в компетенцию МО РФ не входит призыв кого бы то ни было на военную службу, и таковые приказы фактически являются незаконными и не подлежащими исполнению ни гражданами, ни должностными лицами военкоматов. Согласно статей 5 и 10 федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", должностные лица военкоматов обязаны исполнять приказы своих вышестоящих начальников только отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных.
Не стоит забывать и того, что согласно пункта 3 статьи 15 Конституции РФ, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Приказ Министра обороны о призыве конкретного гражданина на военную службу, бесспорно, затрагивает права и обязанности гражданина. Однако эти приказы о призыве обязательной регистрации в Министерстве юстиции России не имеют, официально для всеобщего сведения не публикуются и, по основам конституционного строя России, применению не подлежат.
В военкоматах часто пытаются давить на самосознание и патриотизм, негодующе спрашивая: "А кто по-твоему будет Родину защищать?" и тут же громогласно зачитывают пункт 1 статьи 59 Конституции России о долге и обязанности гражданина защищать Отечество. Однако защита Отечества и военная служба - это два разных понятия. Защита Отечества - всегда отражение какой-либо военной агрессии и это регулируется пунктом 1 статьи 59 Конституции, а несение военной службы регулируется уже пунктом 2 этой же статьи 59, при этом в нем нет уточнений о том, что защита Отечества включает в себя прохождение гражданином военной службы в мирное время.
При толковании законов необходимо всегда исходить из того, что с 5 мая 1998 г. высшей юридической силой для Российской Федерации является Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней. Затем следует Конституция Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ст. 15). Если же законы и иные нормативные акты противоречат Конституции, то они применению не подлежат. Ступенью ниже находятся указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации. Если эти указы и постановления противоречат закону, то применяется закон (п.5 ст.З ГК РФ). И если офицер запаса, извещенный о своем призыве на военную службу, начнет сопоставлять указы Президента и постановления Правительства России на их соответствие Конституции и федеральным законам страны, то он обнаружит, кроме уже отмеченных, весьма полезные для своей защиты факты.
Например, пункт 2 статьи 59 Конституции четко оговаривает, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Каких либо ссылок на постановления Правительства в этой статье нет. А таким законом является федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", статьи 20, 22, 24-26 которого четко определяют, что офицеры запаса проходят военную службу по призыву. Значит, медицинское освидетельствование офицеров запаса при их призыве должно осуществляться как граждан, проходящих военную службу по призыву, то есть по графе I Положения о ВВЭ . При освидетельствовании по этой графе многие кандидаты из офицеров запаса запросто могут оказаться ограниченно годными к военной службе (не подлежащими призыву), так как графа I содержит более строгие требования к состоянию здоровья призывника, чем графа III. В то же время освидетельствование этих же лиц по графе III может дать прямо противоположные результаты. Исходя из интересов военных ведомств Правительство решило слукавить в этом вопросе и внесло в Положение о ВВЭ от 20 апреля 1995 г. N 390 изменения об освидетельствовании офицеров запаса по графе III. Но, как было указано выше, противоречащее федеральному закону постановление Правительства не подлежит применению. Поэтому если вам сообщили, что вы подлежите призыву на военную службу в качестве офицера, то вы можете требовать медицинского освидетельствования по графе I и оспаривать его результаты, если таковое было проведено по графе III.
В советские времена была широко распространена пословица "бумажка не поплавок, но утонуть не дает". Ее актуальность не потерялась и в наши дни. Если вам сообщили о призыве на военную службу, то сразу подайте районному военному комиссару письменное заявление об отказе от призыва на военную службу в мирное время, образец которого приведен ниже.
Заявление следует сдать в канцелярию районного военного комиссариата. Потребуйте, чтобы работник канцелярии расписался на вашей копии заявления в получении вашего заявления и поставил дату. Если заявление не принимают, направьте его заказной почтой на имя военного комиссара, с заказным уведомлением о вручении.
После подачи такого заявления кандидата на офицерскую должность обычно оставляют в покое. Иногда заявитель может получить ответ от военного комиссара примерно следующего характера: "Не слушай неграмотных людей и иди в армию, иначе можешь попасть в тюрьму". При этом приводится противоречащая законодательству аргументация. Некоторых приглашают для беседы к военному комиссару. Отказываться от приглашения нельзя. Военный комиссар может сослаться на то, что хотел расспросить вас о ваших убеждениях и лично убедиться в том, что ваши убеждения, действительно, несовместимы с несением военной службы, а вы к нему не явились. При встрече с военкомом попросите вести протокол вашей беседы. Не ленитесь лично прочитать протокол и распишитесь под ним. Желательно получить копию протокола для себя. Рассказывая о своих убеждениях, помните, что никто не вправе требовать от вас доказательств ваших убеждения (п.2 ст.29 Конституции).
Некоторых читателей может удивить, что в заявлении объединены два разных понятия: неправомерность самого призыва офицера запаса в мирное время и одновременное ходатайство о замене военной службы альтернативной гражданской службой. Они могут возразить, что незаконность призыва это одно, а право на замену военной службы - это совсем другое, и не стоит их смешивать в одном заявлении. Но авторам приходилось разговаривать с многими выпускниками военных кафедр и каждый раз мы убеждались, что в основе нежелания служить в армии всегда кроются конкретные убеждения гражданина, несовместимые с несением военной службы. И в то же время многие офицеры запаса убеждены, что они не вправе претендовать на замену военной службы альтернативной гражданской службой, и что требование таковой дает законное право для лишения их воинского офицерского звания и призыва на военную службу рядовыми.
Однако пункт 3 статьи 59 Конституции о праве граждан на замену военной службы не содержит в себе условий, что реализация такого права невозможна после завершения военного обучения и присвоения офицерского звания. Взгляды и убеждения гражданина могут претерпевать весьма кардинальные изменения. Поступая на военные кафедры, многие не допускали даже мысли, что Российская армия способна будет бомбить города своей страны и убивать своих же сограждан. Но война в Чечне начисто развеяла эти иллюзии и в корне изменила убеждения этих граждан.
Не соответствует закону и мнение о правомерности лишении офицерского звания за требования о замене военной службы. Согласно пункта 1 статьи 48 закона "О воинской обязанности и военной службе, военнослужащий, а также гражданин, пребывающий в запасе, могут быть лишены воинского звания только по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Выпускники военных кафедр имеют те же конституционные права и свободы, что и другие граждане. Они вправе требовать замены военной службы альтернативной гражданской службой по причине своих убеждений или вероисповедания. Пытаясь воспрепятствовать незаконному призыву, эти граждане понимают, что в нашей неправовой стране одних ссылок на нарушение законов военным ведомством недостаточно. Поэтому они предпочли подстраховаться и, одновременно с отказом от призыва в мирное время, ходатайствовали перед военкомом о направлении их на альтернативную гражданскую службу.
Можно только догадываться о том, что чувствует военком, получив такое заявление. С одной стороны, используя зависимость прокуроров и судей от местной власти, он может попытаться проучить умника и привлечь его к уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу, тем более, что такие прецеденты уже были. Но с другой стороны этот умник заблаговременно ссылается на свои убеждения, несовместимые с несением военной службы и просит направить его на альтернативную гражданскую службу. Вряд ли какой прокурор осмелится возбудить уголовное дело против такого призывника, да еще после того как Россия ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, статьи 1 и 9 которой обязывают Россию признавать право человека на свободу мысли, совести и религии. Авторам известны многочисленные факты, когда офицеры запаса заблаговременно и в письменной форме заявили о своем отказе от призыва на военную службу и потребовали своего направления на альтернативную гражданскую службу. Ни один из них не был привлечен к какой-либо ответственности и не был призван в армию. В Ростовской области только один офицер запаса был осужден к 1 году условно и сразу амнистирован. Суд сослался на то, что этот гражданин, заблаговременно заявив о своем нежелании нести военную службу, тем не менее, с письменным ходатайством о направлении на альтернативную службу никуда не обращался.
Нам осталось рассмотреть только положение тех, кто будет заключать контракт об обучении на военной кафедре после 2 апреля 1998 г. по новой редакции федерального закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", которая кардинально меняет положение офицеров запаса в худшую сторону.
Во-первых, пункт 1 статьи 20 одним из условий заключения контракта о военном обучении по программе подготовки офицеров запаса предусматривает обязанность гражданина мужского пола пройти военную службу по призыву в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В прежней редакции закона такое положение отсутствовало, что позволяло выпускникам военных кафедр оспаривать правомерность внесения такой записи в условия их контракта о военном обучении. Новая редакция закона снова вводит такую обязанность. При этом закон умалчивает, что призыв офицеров запаса возможен только после объявления Президентом России мобилизации или военного времени в стране. Зато пункт 2 статьи 26 обязанности по призыву офицеров запаса возлагает не на призывную комиссию, а на военного комиссара. Теперь студент должен хорошо подумать о последствиях заключения контракта об обучении на военной кафедре.
Во-вторых, в статью 22 (п.1 пп."б") введено четкое положение о том, что граждане от 18 до 27 лет, зачисленные в запас с присвоением воинского офицерского звания, подлежат призыву на военную службу в порядке и в сроки, устанавливаемые Президентом России (п.2 ст.25). Эти положения закона определяют - офицер запаса не может быть призван на военную службу после достижения им 27 лет, а порядок и сроки его призыва определяются указом Президента страны о призыве офицеров запаса.
В-третьих, пункт 3 статьи 24 определяет основания, по которым офицеры запаса имеют право на отсрочку от призыва на военную службу. По этим положениям офицеры запаса, в отличие от остальных граждан, не имеют права на отсрочку от призыва на военную службу в следующих случаях:
- если он имеет двух и более детей;
- если он имеет ребенка в возрасте до трех лет;
- если мать (отец) кроме него имеет двух и более детей в возрасте до восьми лет или инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены).
Бесспорно, эти три положения закона являются антиконституционными, так как вводят запрещенную пунктом 2 статьи 19 Конституции дискриминацию по половому, социальному и образовательному признаку как в отношении к этой категории граждан, так и по отношению их детей. Получается, что если гражданин не имеет военного образования и звания офицера, то его дети имеют право на уход и воспитание со стороны двух родителей. А вот дети офицеров запаса, оказывается, таких прав лишены не относящимся к детству законом "О воинской обязанности и военной службе".
Офицеры запаса имеют вправе не соглашаться с подобным нарушением их прав, а прав детей особенно, и обжаловать нарушение прав своих детей через суд, вплоть до Конституционного суда России. Незаконность отказа в предоставлении такого рода отсрочки может быть обоснована следующими правовыми актами.
5 мая 1998 г. Российская Федерация сдала ратификационные грамоты Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод Генеральному секретарю Совета Европы, и с этого дня исполнение этой Конвенции стало обязательным для всех государственных органов и должностных лиц России.
Статья 1 этой Конвенции обязывает государство уважать права человека, а по статье 6 - предоставлять человеку право на справедливое судебное разбирательство. Статья 14 Конвенции запрещает любого вида дискриминацию, а статья 13 обязывает государство предоставлять человеку эффективные средства правовой защиты.
Статья 5 Протокола ? 7 к этой Конвенции устанавливает равенство прав и ответственности супругов в отношениях со своими детьми. Данная статья не препятствует государствам принимать такие меры, которые необходимы для соблюдения интересов детей. Но федеральный закон РФ "О воинской обязанности и военной службе" вводит неравенство прав и ответственности супругов в зависимости от полового и социального положения, ущемляет права их малолетних детей на уход и воспитание со стороны отца. Это является прямым нарушением положений Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Приложение ? 5).
Эти положения закона нарушают и Конституцию Российской Федерации.
Так, статья 38 Конституции устанавливает, что семья и детство находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Конституционная обязанность граждан нести военную службу в соответствии с федеральным законом (п.2 ст.59) не может ущемлять их конституционные права. Высшей ценностью государства Конституция провозглашает все же не обязанности гражданина, а признание, соблюдение и защиту прав человека (ст.2). Согласно Конституции основные права и свободы человека неотчуждаемы, принадлежат каждому от рождения (п.2 ст. 17) и являются непосредственно действующими (ст. 18). Руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права и в соответствии с Конституцией России, государство обязано гарантировать равенство прав и свобод человека, запрещать любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, половой и иной принадлежности (п.1 ст. 17 и ст. 19).
Оппоненты из военкоматов вполне могут возразить, что предоставление отсрочек регулируется не Европейской Конвенцией и Конституцией России, а законом "О воинской обязанности и военной службе" и тут же укажут на пункт 3 статьи 1 этого закона. Однако этот же закон (ст.З) четко определяет, что правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция и международные договоры России. Принимаемые же в Российской Федерации законы и нормативные акты не должны противоречить Конституции (п.1 ст. 15 Конституции). Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации ? 8 от 31.10.1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" постановил дать следующие разъяснения:
"1. В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Учитывая это конституционное положение, а также положение части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.
2. Согласно части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.
Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции".
Таким образом, ограничение федеральным законом права офицера запаса на отсрочку по уходу за детьми нарушает конституционные права их детей на уход и заботу со стороны их родителей. Защищая интересы своих малолетних детей, офицеры запаса вправе обратиться с жалобой в суд.
Авторы допускают, что офицеры запаса могут столкнуться с предвзятым судом, который проигнорирует все ссылки на Конституцию России и Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Но в этом случае гражданин будет вправе обжаловать это решение в вышестоящие судебные инстанции, вплоть до Европейского Суда по правам человека. Порядок обращения в Европейский Суд указан в Приложении ? 9. Пока же дело будет ходить по судебным инстанциям гражданину либо дадут отсрочку, либо ему исполниться 27 лет.
Если военный комиссар, на основании пункта 3 статьи 24 федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", отказал вам в предоставлении отсрочки по уходу за детьми, то вы должны подать в суд жалобу.
Приложение №1
Образец №1
Военному комиссару (района, города)
от ____________________________________
(Ф.И.О.)
______________________________________
(Домашний адрес)
Заявление
В 199_ г. я закончил (наименование ВУЗа) и был зачислен в запас, с одновременным с присвоением мне офицерского звания.
(Дата) мне сообщили, что я подлежу призыву на военную службу и направили на медицинское освидетельствование.
Вынужден сообщить Вам, что я не могу дать согласия на мой призыв по следующим основаниям:
1. Заключая контракт о военном обучении по программе подготовки офицеров запаса и проходя таковое, я руководствовался пунктом 1 статьи 50 действовавшего в то время Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе". Эта статья полностью исключала возможность моего призыва на военную службу в мирное время, поскольку запас создавался только для доукомплектования Вооруженных Сил по мобилизации и в военное время.
В настоящее время предназначение запаса Вооруженных сил продублировано федеральными законами РФ "Об обороне" (п. 4 ст. 12) и "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (п. 20 ст. 2). Статья 52 нового Федерального Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе", как и все "Собрание законодательства Российской Федерации" в целом, не имеет в себе положений, на основании которых граждане могут быть вызваны из запаса Вооруженных Сил и призваны на военную службу без объявления в стране мобилизации или военного положения. Эти законодательные положения говорят о том, что находящийся в запасе гражданин может быть призван на военную службу решением военного комиссара лишь в случае объявления Президентом РФ мобилизации или военного положения в стране.
2. Государственная Дума, внеся 29.04.95 года изменения в прежний закон РФ "О воинской обязанности и военной службе", исключила из статьи 17 этого же закона следующий текст:
"В данном контракте предусматривается обязанность гражданина пройти военную службу в случае, указанном в части третьей статьи 19 настоящего Закона". Этим изменением Государственная Дума освободила меня от данного мною в контракте обязательства отслужить 2 года на офицерских должностях. В связи с этими изменениями и оставлением в силе п. 1 ст. 50 закона "О воинской обязанности и военной службе", все указы Президента о призыве офицеров запаса в мирное время, в том числе и Указ от 17.12.96 г. ?1702, перестали соответствовать закону и применению не подлежат (п.З ст.90 Конституции РФ и п.5 ст.З Гражданского кодекса Российской Федерации).
3. В соответствии со статьей 14 Закона "Об обороне" в компетенцию Министра обороны не входит осуществление призыва граждан на военную службу. В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе" Министерство обороны вправе заключать лишь контракты о прохождении военной службы. В связи с этими законодательными нормами приказ Министра обороны о призыве меня как офицера запаса издан с превышением полномочий и не может иметь юридической силы.
В дополнение к этому приказ МО РФ о призыве на военную службу ограничивает мои конституционные права и свободы, такие как: на передвижение и выбор места жительства (ст.27), на свободу совести (ст. 28), на свободное использование моих способностей (ст.34), право на выбор рода деятельности и профессию (ст.37). Но, в соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции, права и свободы граждан могут быть ограничены только федеральным законом, но не приказами Министра обороны России или решением военного комиссара.
Согласно пункта 3 статьи 15 Конституции России, любые нормативные акты, затрагивающие права и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Но приказ МО о моем призыве на военную службу в качестве офицера запаса официально для всеобщего сведения не публиковался. Он также не имеет обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.
4. Как гражданин я обязан выполнять только законные требования должностных лиц, отданных в пределах их должностных полномочий. Но в полномочия Президента и Министра обороны России не входит изменение или отмена ими норм вышеназванных федеральных законов "О воинской обязанности и военной службе", "Об обороне", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и Конституции России.
5. Моему призыву на военную службу препятствуют и следующие обстоятельства.
Я имею убеждения, которые не позволяют мне находиться в организации, основная цель которой направлена на обучение методам убийства себе подобных, и вся деятельность которой связана с насилием над своим же народом. Я считаю, что культивирование в армии насилия и жестокости, разлагает молодежь и ведет к распространению беззакония и насилия в нашей стране.
Армия непосильным грузом лежит на экономике страны, препятствуя улучшению жизни людей и созданию в нашей стране правового государства. Я убежден, что мощь государства зависят не от размера армии, а от количества граждан, занятых в производстве или в сфере услуг.
Участие России в конфликте на Кавказе и то, что там творила армия, только укрепило мои убеждения, несовместимые с несением военной службы. Я не могу иметь даже косвенное отношение к такой армии, а тем более носить ее форму.
Согласно статьи 28 Конституции Российской Федерации, мне гарантирована свобода действовать в соответствии со своими убеждениями и это право не может быть ограничено или изменено Федеральным Собранием (п.З ст.56 и ст. 135 Конституции РФ).
Исходя из моего права на свободу совести, пункт 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации гарантирует мне право замены военной службы исполнением гражданской обязанности, если моим убеждениям противоречит несение военной службы.
Руководствуясь вышеизложенными положениями Конституции и федеральных законов Российской Федерации, я отказываюсь от незаконного призыва на военную службу в мирное время, а в случае призыва прошу заменить мне военную службу прохождением альтернативной гражданской службы по причине наличия у меня убеждений, несовместимых с несением военной службы.
Дата Подпись
Образец №2
Суд.
(наименование суда)
Заявитель:
(Ф.И.О.)
(домашний адрес)
Заинтересованное лицо: Военный комиссар (района)
(Ф.И.О. военкома)
(адрес военкомата)
ЖАЛОБА
на неправомерное решение военного комиссара
Решением военного комиссара (район, город) от (дата) мне отказано в предоставлении отсрочки по уходу за ребенком, и я призван на военную службу.
Принятое по мне решение военного комиссара считаю неправомерным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Я имею ребенка до трех лет (двое или более детей) и, согласно статьи 38 Конституции России, имею равные права и обязанности по предоставлению своему ребенку ухода и воспитания, а государство, со своей стороны, обязано признавать, соблюдать и защищать права моего ребенка (детей).
Согласно основ конституционного строя России (п.1 ст. 15) законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Однако пункт 3 статьи 24 федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" вводит запрещенную Конституцией (п.2 ст. 19) дискриминацию по половому, социальному и образовательному признаку как в отношении меня, офицера запаса, так и по отношению к моему ребенку. Получается, что если я не имел бы военного образования и звания офицера, то мой ребенок имел бы право на уход и воспитание со стороны отца. Данное положение закона фактически пересматривает конституционные положения статей 64 и 135 , по которым положения глав I и 2 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Конституционная обязанность граждан нести военную службу в соответствии с федеральным законом (п.2 ст.59) не может ущемлять их конституционные права, а тем более права их малолетних детей. Высшей ценностью нашего государства Конституция провозглашает все же не обязанности гражданина, а признание, соблюдение и защиту прав человека (ст.2). Согласно Конституции основные права и свободы человека неотчуждаемы, принадлежат каждому от рождения (п.2 ст. 17) и являются непосредственно действующими (ст. 18). Исходя из этих конституционных положений государство обязано гарантировать равенство прав и свобод человека, запрещать любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, половой и иной принадлежности.
5 мая 1998 г. Российская Федерация сдала ратификационные грамоты Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод Генеральному секретарю Совета Европы и с этого дня исполнение этой Конвенции стало обязательным для всех государственных органов и должностных лиц России.
Статья 1 этой Конвенции обязывает государство уважать права человека, а по статье 6 - предоставлять человеку право на справедливое судебное разбирательство. Статья 14 Конвенции запрещает любого вида дискриминацию, а статья 5 Протокола ? 7 к этой Конвенции устанавливает равенство прав и ответственности супругов в отношениях со своими детьми. Данная статья не препятствует государствам принимать такие меры, которые необходимы для соблюдения интересов детей. Но федеральный закон РФ "О воинской обязанности и военной службе", наоборот, вводит неравенство прав и ответственности супругов в зависимости от их полового и социального положения, ущемляет права их малолетних детей на уход и воспитание со стороны отца. Это является прямым нарушением положений Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Руководствуясь вышеизложенными положениями Конституции Российской Федерации и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ПРОШУ:
районный (городской) суд признать решение военного комиссара от (дата) неправомерным и отменить его как противоречащим Конституции Российской Федерации и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Прошу суд обязать военного комиссара (района, города) вынести решение о предоставлении мне отсрочки по уходу за ребенком до 3 лет (двое и более детей).
Дата Подпись
Приложение: Свидетельство о рождении ребенка,
Решение военного комиссара о призыве.
Образец №3
Судебная коллегия по гражданским делам (наименование) областного суда
от
(Ф.И.О.)
(домашний адрес) на решение районного суда от (дата)
КАССАЦИОННАЯ ЖАЛОБА
Решением районного суда от (дата) мне отказано в удовлетворении моей жалобы на неправомерное решение военного комиссара, отказавшего мне в предоставлении отсрочки по уходу за ребенком до трех лет.
Считаю данное решение незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
(В обоснование незаконности доводов решения суда приводите все аргументы и ссылки из вашей жалобы на неправомерные действия военного комиссара).
Таким образом, поставленное по моей жалобе на неправомерное решение военного комиссара решение суда противоречит Конституции Российской Федерации и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Руководствуясь вышеизложенными положениями Конституции Российской Федерации и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ПРОШУ:
решение районного (городского) суда от (дата) отменить как противоречащее Конституции Российской Федерации и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Прошу судебную коллегию постановить новое решение об удовлетворении моей жалобы и обязать военного комиссара (района, города) вынести решение о предоставлении мне отсрочки по уходу за ребенком до 3 лет (двое и более детей).
Дата . Подпись