ТЕМА 24: ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ ПО КАРТЕ
1.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ КАРТЫ ПО КОМПАСУ, ПО ЛИНИЯМ И НАПРАВЛЕНИЯМ, ПО ФОРМАМ И ДЕТАЛЯМ РЕЛЬЕФА - 5 мин.
Ориентирование карты заключается в том, что ей придается такое положение в горизонтальной плоскости, при котором направления на ней были бы параллельны соответствующим направлениям на местнос- ти, а верхняя (северная) сторона ее рамки обращена на север. Руководитель занятия объясняет и показывает способы (приемы) ориентирования карты.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ КАРТЫ ПО КОМПАСУ. Установить компас нулевым делением лимба на вертикальную линию координатной сетки (боковую сторону рамки карты). Повернуть карту с установленным на ней компасом до тех пор, пока северный конец стрелки подойдет к делению, соответствующему величине поправки; если поправка меньше цены деления компаса (3 град.), то ее не учитывают. Объяснив прием ориентирования карты, руководитель дает студентам задание произ- вести ориентирование карты.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ КАРТЫ ПО ЛИНИЯМ МЕСТНОСТИ Находясь на какой-то линии местности, например, на прямолинейном участке дороги, карту ориентируют по направлению этой дороги. Для этого карту пово- рачивают так, чтобы изображение дороги на ней сов- падало с направлением дороги на местности, и изоб- ражение всех других объектов, расположенных справа и слева от дороги, находилось с той же стороны на карте.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ КАРТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ НА ОРИЕНТИР (МЕСТНЫЙ ПРЕДМЕТ). Этот прием используют, когда известна точка стояния, в которой наблюдается местный предмет (ориентир), изображенный на карте. Для этого прикладывают линейку (карандаш) к условным знакам точ- ки своего стояния и выбранного ориентира и визиру- ют карту по линейке на этот ориентир. 2.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПО КАРТЕ ТОЧКИ СВОЕГО СТОЯНИЯ: ГЛАЗОМЕРНО, ПРОМЕРОМ ПРОЙДЕННОГО ПУТИ, СПОСОБОМ ЗАСЕЧЕК
Точка своего стояния определяется по карте по местным предметам, характерным формам и деталям рельефа, обозначенным на карте. Проще всего это сделать, когда находишься рядом с таким объек-
том-ориентиром: место расположения его условного знака и будет указывать на карте искомую точку своего стояния. В остальных случаях точка стояния определяется одним из следующих способов:
ПО БЛИЖАЙШИМ ОРИЕНТИРАМ НА ГЛАЗ Для определения точки стояния этим способом не- обходимо: - ориентирование карты и опознование на ней и на местности 1-2 ближайших ориентира; - определить на глаз свое местоположение отно- сительно этих ориентиров и нанести в соот- ветствии с этим точку своего стояния на кар- ту. Придя в следующую заранее выбранную точку мес- тности, руководитель дает студентам задание опре- делить точку своего стояния.
ПРОМЕРОМ ПРОЙДЕННОГО ПУТИ Данный способ применяется при движении по доро- ге или по другой любой линии на местности, обозна- ченной на карте (берег реки, просеки в лесу и т.п.), а также при движении по прямой в каком-ни- будь определенном направлении (например, на уда- ленный ориентир, а в условиях плохой видимости - в направлении по заданному азимуту). Особенно он применим в условиях плохой видимости и на местнос- ти, закрытой или бедной ориентирами. При этом спо- собе точку своего стояния определяют, отложив по масштабу карты или оценив на глаз расстояние, пройденное от исходной точки или от другого из- вестного пункта, надежно опознанного на местности и карте. Пройденное расстояние при этом измеряется по спидометру, по времени движения или шагами в зависимости от способа передвижения. Руководитель занятия указывает одному из сту- дентов маршрут движения и приказывает вести взвод в следующую точку, а остальные студенты ведут счет пар шагов или учитывают время движения, определя таким образом в месте остановки точку своего сто- яния.
ЗАСЕЧКА ПО ОРИЕНТИРАМ
Этот способ не требует измерения расстояния в условиях хорошей видимости. Наиболее часто в практике встречаются следующие разновидности этого способа:
при движении по дороге вдоль какого-либо кон- тура для засечки точки стояния необходимо: - ориентировать карту и опознать на ней ориентир, видимый на местности с определенной точ- ки; - приложить на карте линейку (карандаш) к изображению этого ориентира и, не сбивая ориенти- ровки карты, направить его на ориентир, поворачи- вая вверх вокруг его условного знака: точка пере- сечения линии визирования вдоль линейки с изобра- жением дороги и будет на карте исходной точкой стояния. 3.
СЛИЧЕНИЕ КАРТЫ С МЕСТНОСТЬЮ
Сличить карту с местностью - это значит найти на карте изображение расположенных вокруг точки вашего стояния местных предметов и элементов рель- ефа, и наоборот, опознать на местности объекты, показанные на карте. Сличить карту с местностью постоянно приходится при ориентировании и работе с картой в полевых ус- ловиях. Чтобы найти на карте изображение предмета, наблюдяемого на местности, надо: - ориентировать карту и определять на ней точку своего стояния; - не сбивать ориентировки карты, встать лицом к определенному предмету, оценить на глаз расстояние до него и мысленно отложить его расстояние в мас- штабе на карту от точки своего стояния по направ- лению на предмет; - на отложенном расстоянии найти изображение определяемого предмета. Чтобы решить обратную задачу, т.е. опознать на местности объект, обозначенный на карте, нужно также ориентировать карту и найти точку своего стояния, затем определить по карте на глаз рассто- яние до искомого предмета, направление на него, и по этим данным отыскать его на местности. Сличение карты с местностью студенты производят в каждом месте остановки и в ходе движения. 4.
ДОКЛАД ПО КАРТЕ О СВОЕМ МЕСТОПОЛОЖЕНИИ. ЦЕЛЕУКАЗАНИЕ ПО КАРТЕ.
ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ В ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТАХ при- меняется в тех случаях, когда цели удалены от ог- невой позиции на значительное расстояние, выража- ющееся сотнями и тысячами километров. При этом ге- ографические координаты определяются по карте, как мы рассматривали в теме N2 по военной топографии. ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ В ПРЯМОУГОЛЬНЫХ КООРДИНАТАХ осу- ществляется главным образом, когда имеют дело с ненаблюдаемыми целями. Координаты в этом случае определяются по карте, как указывалось в параграфе 19 п.4 или в теме N 2. При этом пользуются, как правило, сокращенными координатами; полные же ко- ординаты применяются в тех случаях, когда цели расположены вблизи стыка координатных зон или ког- да принимающим координаты неизвестна карта, кото- рой пользовались передающие целеуказание. При необходимости, напомнить географические и плоские прямокгольные координаты. При целеуказании по карте вместо точного измерения по ней координат целей часто бывает достаточно назвать квадрат, в котором находится цель. Если при этом требуется уточнить положение цели в квадрате, то он делится мысленно на 4 или 9 частей, на которых каждая обозначается в первом случае буквами, а во втором - цифрами (показать рисунком на доске). В этом случае называют квадрат, в котором находится цель и добавляют букву или цифру, уточняющую положение цели внутри квадрата. Например, "Цель М квадрат 6590-Б" или "квадрат 6590-4". Удобно также определять на глаз положение цели внутри квадрата по принципу прямоугольных квадра- тов относительно нижней и левой его сторон, кото- рые при этом мысленно делятся на четыре части и нумеруются (рис. 3). При этом способе положение цели М будет указываться так: "Цель М, квадрат 6590-34", т.е. прежде называется деление внутри квадрата по оси х/3, а затем по оси y/4. После объяснения практически отработать этот вопрос на картах всеми способами. 5.
ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТИРОВАНИЯ ПО КАРТЕ НА ОТКРЫТОЙ, ЗАКРЫТОЙ МЕСТНОСТИ И В НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ
НА ОТКРЫТОЙ МЕСТНОСТИ и на участках, бедных ориентирами, где сличение карты с местностью ста- новится затруднительным, выдерживать направление пути легче всего по компасу, а определять свое местоположение промером (по спидометру) пройденно- го расстояния. При сличении опознавательных приз- наков полезно использовать характерные детали про- филя пути (подъемы, спуски), выраженные на карте горизонталями. НА ЗАКРЫТОЙ МЕСТНОСТИ направление пути проще и надежнее всего выдерживать передвигаясь по доро- гам или вдоль каких-либо линейных ориентиров (чет- ко выраженных складок рельефа, ручьев, лесных опу- шек, просек и др.). Правильность движения при этом проверяют по компасу, карте, спидометру, используя в качестве контрольных ориентиров преимущественно объекты,
расположенные на самом маршруте или в непос- редственной близости по его сторонам (придорожные канавы, сооружения, дорожные знаки, мосты, пересе- чения, резкие повороты дорог, характерные детали профиля пути, надежно опознаваемые на карте и местности). ПОДРОБНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ произ- водится главным образом по картам масштаба 1:25000 и 1:50000. На этих картах наиболее полно и подроб- но показываются: внешние очертания, планировка, характер и плотность застройки, точное расположе- ние улиц, проездов, перекрестков, площадей, пар- ков, садов, др. застроенных участков с выделением пункту по главных улиц, важнейших объектов и ориентиров. На картах в известной степени характеризуются также экономическое, транспортное, культурное значение населенных пунктов путем показа в них произ- водственных предприятий, вокзалов, учреждений свя- зи, школ, больниц и т.п. Особое внимание обращает- ся на правильное отображение подходов к населенным пунктам, естественных рубежей внутри пунктов и на их окраинах. Если выделяющихся ориентиров не име- ется, то движение производится с помощью промеров расстояния и компаса.