ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

1. Военное обучение и воспитание студентов организуется в соответствии с существующим законодательством, общевоинскими уставами, приказами и директивами руководящих органов и лиц Вооруженных Сил и высшей школы, Боевыми уставами и Наставлениями, настоящей Программой.

2. Планирование военной подготовки студентов осуществлять в соответствии с приказом N 458/712 от 25 ноября 1990 года "О военной подготовке студентов (курсантов) высших учебных заведений по программе офицеров запаса", методическими указаниями и рекомендациями по организации, планированию и проведению учебно-воспитательного процесса на военных кафедрах высших учебных заведений и учебными планами высшего учебного заведения.

3. Решением начальника военной кафедры в организацию и содержание обучения студентов могут вносится изменения и уточнения, вытекающие из требований приказов и организационно-методических указаний руководства Вооруженных Сил по подготовке войск на учебный год, а также учитываться последние достижения науки и техники, передовой опыт войск и военно- учебных заведений, принятие на вооружение новых образцов вооружения и боевой техники. В этих целях начальнику военной кафедры предоставляется право вводить в учебную дисциплину новые темы, перераспределять время по темам и видам учебных занятий. Мероприятия и сроки, предусмотренные учебным планом и документами планирования учебного процесса, не должны нарушаться.

4. Все занятия, в том числе полевые, должны начинаться и заканчиваться в установленное расписанием время. Перемещения студентов к местам занятий в течение учебного дня осуществляются из расчета своевременного прибытия их к началу очередных занятий и должны использоваться для решения учебных задач улучшения строевой выучки и физических тренировок.

5. Основными дисциплинами военной подготовки студентов являются тактико-специальная и военно-техническая подготовка. По каждой из этих дисциплин проводятся один зачет и один экзамен за весь период обучения. По остальным дисциплинам студенты сдают зачеты. Общее количество за весь период обучения не должно превышать 3-х зачетов и 3-х экзаменов, включая и выпускной. Выпускной экзамен проводится в войсках в конце учебного сбора. На выпускной экзамен выносятся тактико-специальная и военно-техническая подготовка. Он проводится в парках, на огневых городках и стрельбищах, в классах. К экзамену допускаются студенты, выполнившие в полном объеме программу военной подготовки и успешно сдавшие курсовые экзамены и зачеты. На подготовку и проведение выпускного экзамена отводится 2-3 дня. Время на подготовку и проведение выпускного экзамена определяется 3 начальником военной кафедры в соответствии с планом проведения учебного сбора. Билеты для выпускного экзамена разрабатываются военной кафедрой и утверждаются председателем комиссии. В билеты включаются теоретические и практические вопросы по каждой дисциплине в соответствии с программой военной подготовки студентов.

6. Для совершенствования пракической выучки студентов необходимо эффективно использовать плановую систему тренировок с использованием учебно-тренировочной базы: огневых городков, тренажеров, лабораторий и др. Тренировки проводить в часы плановых занятий за счет времени, отводимого для этих целей программой. Они должны быть отражены в расписании занятий. Учет тренировок ведется в специально отведенных для этого разделах журнала учета учебных занятий. Должное внимание в процессе практического обучения должно быть уделено выполнению студентами установленных нормативов. Сроки отработки нормативов определяются начальником военной кафедры. На каждом занятии необходимо отводить время для проверки знаний и навыков студентов по пройденному материалу и усвоения изучаемой темы. Текущим контролем должно быть охвачено как можно больше обучаемых с обязательной оценкой их зананий, навыков, приемов и действий.

7. В учебно-воспитательном процессе необходимо строго соблюдать принцип органического единства обучения и воспитания. Он должен обеспечиваться четкой организацией и высокой дисциплиной учебного процесса, образцовым проведением каждого занятия, реализацией поставленных воспитательных целей, неукоснительным выполнением требований общевоинских уставов в повседневной жизни.

8. При подготовке и проведении занятий со студентами не допускать шаблона и упрощенчества. Организация и методика их проведения должны постоянно совершенствоваться с учетом возрастающих требований к интенсификации учебно-воспитательного процесса. На занятиях следует широко использовать вычислительную технику, технические средства обучения, действующие стенды, тренажеры, учебные кинофильмы, диафильмы, слайды, учебное оружие, макеты, технику и приборы. Для обеспечения проведения всех видов занятий готовятся методические разработки. Методические разработки утверждаются начальником военной кафедры. Ежегодно в методические разработки вносить необходимые уточнения с учетом передового опыта войск, тербований Министра обороны и Главнокомандующего Сухопутными войсками.

9. При планировании учебного процесса соблюдать последовательность в изучении тем и учебных вопросов. В темах Программы определено научное содержание и объем изучаемого материала. Перечень и наименование занятий по каждой теме, последовательность их проведения, учебные вопросы знятий определяются кафедрой, исходя из объема и содержания темы, которые отражаются в тематический планах и других учебно-методических материалах. 4 В необходимых случаях в целях улучшения логической взаимосвязи в изучении разделов дисциплин последовательность их изучения может быть изменена решением начальника военной кафедры.

10. Изучение дисциплин должно быть взаимосвязано так, чтобы занятия по дисциплинам тактико-специальной и военно-технической подготовки обеспечивали получение студентами необходимых знаний, умений и навыков для успешных практический действий на тактических занятиях и учениях; на каждом занятии совершенствовать знания и навыки студентов, полученные по другим дисциплинам военной подготовки.

11. Одной из главных задач обучения считать формирование у студентов командных и методический навыков, приобретаемых ими в процессе обучения на кафедрах учебного заведения по гражданской специальности, военной кафедре и на учебном сборе в войсках. Привитие студентам командных и методических навыков осуществляется преподавательским составом на всех занятиях по военной подготовке на протяжении всего периода обучения на кафедре, на учебных сборах в войсках, во время несения службы в наряде и в повседненой жизни. Каждое занятие должно проводиться образцово и поучительно, чтобы в ходе его студенты могли перенимать опыт в подготовке, организации и проведении занятий, учиться правильному применению наиболее эффективных форм, методов и приемов обучения. В основы формирования командных и методических навыков должно быть положено практическое командование отделением (экипажем), взводом, самостоятельное проведение занятий по предметам боевой подготовки мотострелковых и танковых подразделений. Учет получаемых студентами командных и методических навыков ведется преподавателями по каждой дисциплине.

12. Привитие студентам методических навыков осуществляется также на плановых занятиях по методической подготовке. Перед проведением занятия по методической подготовке студентам за две-три недели дается задание, в котором указывается тема, цели, учебные вопросы, время, место проведения занятий и их материальное обеспечение. На основании задания студенты готовятся к проведению занятий и разрабатывают планы-конспекты, которые представляют преподавателю для проверки и утверждения. В проведении каждого занятия по методической подготовке принимают участие несколько студентов, каждый из них проводит часть занятия (один- два учебных вопроса) по указанию преподавателя. По окончании занятия преподаватель заслушивает замечания присутствующих на занятии студентов, затем проводит разбор с личным составом взвода и объявляет оценки. Занятия по методической подготовке проводятся со студентами учебного взвода,а в период учебных сборов они могут проводиться с личным составом подразделений воинских частей. Методическая подготовка организуется таким образом, чтобы каждый студент за время прохождения военной подготовки провел не менее четырех 5 занятий со взводом, отделением (экипажем) по различным дисциплинам. По наиболее сложным темам методической подготовки проводятся показные занятия. По мере приобретения методических навыков студенты привлекаются к проведению занятий в роли помошников руководителя и руководителей на учебных местах.

13. С целью закрепления и углубления знаний и навыков, полученных на всех видах учебных занятий, подготовки к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам, формирования культуры умственного труда, самостоятельности и инициативы в поиске и приобретении знаний организуется, обеспечивается и контролируется преподавательским составом самостоятельная работа студентов. Она должна носить систематический и непрерывный характер в течение всего периода обучения. Объем заданий на самостоятельную работу необходимо определять с учетом отводимого на нее времени. В часы самостоятельной работы студентов на кафедре должны быть организованы консультации преподавателей. Контроль за организацией и проведением самостоятельной работы осуществляется по плану начальника кафедры (цикла).

14. При организации и проведении всех занятий, особенно на стрельбах и вождении, при изучении и использовании боеприпасов, мин, взрывчатых и отравляющих веществ, а также при обслуживании и ремонте техники руководителями занятий должны предусматриваться и приниматься все необходимые меры для предупреждения несчастных случаев, аварий и катастроф.

15. Пред началом военной подготовки со студентами изучают тербования по соблюдению режима секретности, сохранению государственной и военной тайны.

16. Конкретные сроки начала военной подготовки в учебном заведении определяются учебными планами, заканчивается она учебными сборами в войсках.

назад вперед

Hosted by uCoz