Мыши - классификация, эксплуатация и уход

(практические заметки в юмористическом стиле)

I. Краткое знакомство
 Невозможно себе представить человека, который ничего бы не слышал о мышах. Одни панически их боятся, другие - относятся безразлично, третьим они не нравятся по практическим соображениям. Но есть люди, которые относятся к мышам очень даже хорошо, можно сказать - просто не могут без них жить … Нет-нет, это не любители животных, хотя и такие люди встречаются. Это мы с вами - т.е. те, кто каждый день (или изредка - кому как нравится или кому как приходится делать по работе) садится за компьютер.

Поскольку мышь по отношению к человеку является сопутствующим видом, то она ищет всякие возможности, чтобы как можно больше внедриться в его окружение. Особенно часто мыши селятся в окнах(1), можно сказать, что мыши и окна являются просто симбиотами и одно без другого живёт плохо, хиреет и часто просто погибает. Особенно способствует распространению мышей известный мышелюб и мышевед Б.Г.(2) (не путать с тем, который о них поёт(3) :-)). Он не только разводит этих симпатичных зверьков в промышленных условиях, но и всё время поддерживает среду их проживания, т.е. окна, за что большинство (если не всё) выражают за неё ему всяческие знаки внимания - от каждого по способностям.

Встречаются У НИХ(4) всяческие области, где мыши ещё не прижились так сильно, как в окнах. Но энтузиасты мышеразведения прилагают все усилия для того, чтобы их любимцы могли жить и там, и, чтобы им не могли препятствовать, придумали секретные окна(5). По отзывам специалистов, зверьки там чувствуют себя очень неплохо. Да я и сам это наблюдал неоднократно.

II. Классификация и особенности эксплуатации различных мышей

Будем рассматривать мышей, которые проживают в окнах, как самых распространённых - хотя эти виды мышей уже проникли и в другие области. Итак, мышей принято подразделять по отличиям в хвосте и подошве мыши а также по топологии их головы . Другие особенности мышей гораздо меньше влияют на наш выбор и поэтому будут рассмотрены вскользь.

Начнём с головы. В голове мыши находятся чувствительные области, с помощью которых люди и взаимодействуют с мышью. Одни называют их "батонами", другие, более продвинутые - "почками"(6). Самые распространённые мыши имеют их две или три. Как правило окна не требуют больше двух, о чём настаивает известный мышевед Б.Г.(2), который не только выводит подобных мышей, но, соответственно подстраивает под них среду обитания. Мыши с тремя областями требуются, как правило, в более суровых условиях - например для создания игр или игры в уже созданные. Также любят таких мышей всяческие конструктора, которые считаю мышей с двумя областями просто неполноценными и не желают с ними знаться. Также соответственно они относятся и к Б.Г.

Некоторые мыши настолько интегрировались с окнами, что у них имеются специальные область для движения текста в окнах (т.н. скроллинга). У одних производителей это колёсико между 2 - мя основными "почками". У других - 2 меньшие по размеру области, которые это колёсико эмулируют.

Подошвой мыши взаимодействуют с поверхностью, по которой они движутся. При таком взаимодействии движение самой мыши по поверхности приводит к тому, что в окнах движется их alter ego(7) - курсор окон. Поместив его туда, куда нам надо и нажав на чувствительную область можно попытаться добиться от окон какого либо полезного действия(8).

В процессе эволюции у одних мышей часть лапок срослись и превратились в шарик - поэтому любое движение немедленно и непрерывно отражается на курсоре - что нам и требуется. Две другие лапки превратились в ролики, которые переносят движения шарика к датчикам внутри тельца мыши - по горизонтали в вертикали соответственно. Эти мыши просты в эксплуатации, работают на практически любой плоской поверхности - хотя некоторые и балуют любимцев и покупают им специальные коврики.

Главное - чтобы коврики были чистые. В противном случае вся грязь шариком переносится на ролики в места их общего соприкосновения. При большом количестве грязи шарик начинает проскальзывать по грязи (это всё-таки не вездеход :-)) и тогда курсор на экране начинает двигаться рывками, а иногда вообще прекращает двигаться в какую-либо сторону. Тогда нужно открыть люк в основании мыши (как правило поворотом его), вынуть шарик и с помощью острого предмета осторожно очистить ролики от грязи. Шарик тоже полезно протереть спиртом.

Чтобы это случалось как можно реже, нужно раз в неделю промывать спиртом ту поверхность (как правило это коврик), по которой катается мышь. Также нежелательно трогать эту поверхность руками, т.к. жир сильно способствует прилипанию грязи.

Кстати, автор нашел очень дешёвый вид поверхности, при котором чистка требуется особенно редко. Это обычный лист бумаги формата А4, который применяется для лазерных принтеров или копиров. Поверхность бумаги прекрасно впитывает жир с шарика, при этом грязь практически не прилипает. Как только лист достаточно загрязнится, он просто выбрасывается (можно, конечно, использовать другую, ещё чистую сторону, для заметок). При этом экономится весьма дефицитный спирт (для иных целей :-)). С применением этого метода одна из моих мышей, которая уже дышала на ладан, внезапно ожила и работает уже месяцев пять просто отлично.

У других мышей в процессе эволюции лапки вообще отмерли. Датчики мыши вместо того, чтобы смотреть на колёсики, которые у предыдущего типа мышей связаны с роликами, смотрят вниз, на поверхность, по которой движется мышь. Но эти мыши уже более привередливы и требуют для движения специальную поверхность, на которую нанесена разметка. По этой - то разметке мыши и определяют куда они движутся. Главное достоинство этих мышей - это высокая точность отображения их движения на движение курсора - с точностью до пиксела. При этом можно не беспокоится о загрязнении самой мыши, т.к. ни шариков, ни роликов :-). Но при этом очень важно соблюдать чистоту специальной поверхности - т.к. при загрязнении разметки мышь начинает терять свою точность.

Одно время казалось, что эти мыши, которые мышеведами называются оптическими вытеснят других, которые называются механическими (строго говоря, последние мыши - оптико - механические). Однако, в связи с тем, что эти мыши дороже и при этом требуют специальных поверхностей, а при их отсутствии не работают вовсе, ограничило их широкое распространение и они прижились только там, где требуется высокая точность и стоимость не важна.

А наш любимый мышевед Б.Г. придумал новый тип мыши, который пока не имеет названия (который бы все принимали :-)). Этот тип мыши очень похож на предыдущий, но, при этом, вместо датчиков у неё имеется маленькая видеокамера. Она смотрит на поверхность и по её изменению мышь вычисляет куда она направилась и с какой скоростью. При этом не требуется специальных поверхностей, даже не обязательно поверхность должна быть плоской. А отсутствие шарика ликвидирует всяческие загрязнения, т.е. мышь становится практически вечной. Единственное "но" - как дорого она обойдётся рядовому мышелюбу и вообще много ли их выпустят?

И, наконец, рассмотрим особенности хвоста мыши - с помощью него мышь связывается с компьютером. На настоящее время имеется три их типа (основных, естественно).

Первый, самый старый тип - это типа COM. На конце находится плоский 2-х рядный разъём, обычно 9-ти контактный (но встречались и 25-ти контактные). Подобным же разъёмом модемы соединяются с компьютером. Применяется в старых корпусах, типа АТ.

Более новый - типа PS/2(9). Это круглый шестиконтактный разъём, который впервые появился в компьютерах IBM того же названия - собственно оттуда и название разъёма. Долго влачил жалкое существование только на этих типах компьютерах IBM, которые благополучно вымерли, как и другие тупиковые типы в эволюции. Однако вторую жизнь этому разъему дало появление корпусов типа АТХ, в которых этот разъём становится стандартным. В настоящее время успешно существует совместно с разъёмом типа COM и ожидает, когда их выживет новый, 3-й тип. Разъём PS/2 ОЧЕНЬ не любит, когда мышь выдёргивают при включенном компьютере - может при обратном включении пожечь порт компьютера.

И последний, самый новый тип - тип USB. Это плоский разъём с 4-мя контактами, который подключается к порту того же имени. Совершенно безразлично относится ко включению/отключению мышей (и не только) на ходу. Знаменит тем, что если мышей COM к одному компьютеру можно подключить парочку, мышей типа PS/2 - одну (или 3- в компании с 2-мя COM), то этих - аж до 127-ми! Вот стадо то будет :-)

В этом разделе мы не рассматривали редкие виды мышей - типа Яблочной(10) c одной "почкой", мыши с дорожным хвостом(11) или старой советской крыски(12). Также не рассмотрены беспроводные мыши.

III. Советы по выбору мышей

Советую вам подойти к выбору мыши сознательно и ответственно - поскольку с ней на пару вы будете проводить очень много дней и ночей.

Во первых - рассмотрим тип подключения мыши к компьютеру (тип хвоста :-)). Если у вас компьютер старый то выбора никакого нет - только COM. Если же у вас компьютер новый и есть и COM и PS/2 и USB разъёмы, то можете выбирать любой, исходя из цены и прочих параметров.

Правда имеется одно "но" в этом выборе - если вы играете мышью в реальном времени (Хм. Большинство это делает, не так ли :-)? ). В этом случае начинает влиять частота выдачи мышью своих данных(13). Мышь типа COM самая медленная. Мышь типа PS/2 выдаёт 40 отсчётов в секунду (60 с Windows NT). Мышь типа USB - 125! отсчётов в секунду. При этом и PS/2 и USB мыши позволяют регулировать refresh rate до 200! отсчётов, что вполне достаточно даже для самого тяжёлого случая.

Другой критерий выбора - количество "почек". Как правило, в большинство случаев мышей с 2-мя "почками" вполне достаточно для большинства случаев. Только конструкторам и прочим дизайнерам требуется больше. Так что можете брать мышей как с 2-мя так и с 3-мя "почками".

И последнее - нужна ли вам оптическая мышь или можно обойтись механической ? Берите механическую, подойдёт практически всегда. А если износится, то можно и ещё одну купить - по цене одной оптической мыши можно купить 4-6 обычных.

Фирма в большинстве случаев никакой роли не играет, что бы не писали об этом. Главную роль играет страна производства. Китайские и мексиканские мыши всегда менее надёжны и живут меньше, чем, скажем, тайваньские. А белые, ирландские мыши, у меня служили более 2-х лет и может быть до сих пор живы (Среднее время жизни китайско-тайваньской мыши - полгода. С мексиканскими вообще проблемы - экземпляр, попавший мне в руки вообще не работал по вертикали. :-( ).

В общем выбирайте те, что больше вам нравятся :-). Я лично предпочитаю ErgoMouse от Б.Г.(2) - привык я к ним :-).

IV. Замечания напоследок

После того, как вы достаточно подробно ознакомились с особенностью этого замечательного зверька, надеюсь, Вы:

В общем живите и наслаждайтесь жизнью вместе с вашей мышью :-).

V. Глоссарий, для тех, кто не понял:

1. Американцы называют их почему то Windows.

2. Б.Г. - Билл Гейтс, главный благодетель человечества, внедривший п.1.

3. Б.Г. - Борис Гребенщиков - русский певец и композитор. Известен множественными изысканиями в смежных областях, особенно в области радио.

4. У них это пишется латинскими буквами - UNIX.

5. У этих энтузиастов родным языком был английский и поэтому они писали это как X-Window.

6. Строгие мышеведы зовут их кнопками.

7. Некоторые считают, что это переводится как "второе я". Но в данном случае это "тот же я, но виртуальный".

8. Учёные высчитали из законов термодинамики, что к.п.д. не может превысить 50%.
Практически это всегда меньше.

9. Почему только половина PS, а не вся? Наверное и IBM денег не хватило, когда они проектировали новый тип компьютеров, в которых впервые появился этот разъём для мышей.

10. Сорт яблок - Макинтош

11. Американцы пишут короче: bus-mouse

12. Любовно так названа пользователями, которые с ними работали из-за своих размеров. Поскольку требовала, по слухам, работу сразу 2-мя руками, вымерла, не дожив до наших дней. Автор эту мышь живьём не встречал и ничего подтвердить или не подтвердить не может.

13. Пусть мы играем в Quake II на экране 800х600. Считаем, что мы видим 120 градусов, тогда полный круг составит 2400 пикселей. Если нам нужно повернуться на 180 градусов за одну секунду, то поворот составит 1200 пикселей. При этом мышь типа PS/2 по умолчанию выдаст 40 отсчётов. Тогда получается - 30 пикселей на отсчёт, т.е. повернувшись мы можем выстрелить с точностью до 30 пикселей. Если мы играем в deadmatch и наш соперник находится далеко, то этого просто не хватит!

Автор: Александр Серёгин 2AFreeCat@2a.nnov.ru и  Анна Чудновская 2AAnna@2a.nnov.ru

Hosted by uCoz