ГЛАВА 4: УПРАВЛЕНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ И ЧАСТЯМИ В БОЮ.

Появление самого мощного и высокоэффективного оружия ве- дет к повышению боевых возможностей войск, а следовательно требует применения в способах ведения боевых действий новых приемов боевого использования средств в бою, разработки новых способов их взаимодействия и управления. Управление войсками осуществляется в сложных условиях. Резкие и быстрые изменения обстановки, частые переходы от од- ного вида боевых действий к другому вызывает необходимость ор- ганизовывать бой в крайне ограниченные сроки. Нередко команди- ру, организующему управление, придется одновременно организо- вывать действия войск по выполнению полученной задачи и руко- водить уничтожением оставшихся очагов сопротивления противника в расположении своих войск, ликвидацией последствий применения противником ядерного, химического, высокоточного или зажига- тельного оружия. Возрастание пространственного размаха современного обще- войскового боя приводит к увеличению расстояния между пунктами управления, к необходимости координировать усилия войск, рассредоточенных на площадях, в несколько раз больших, чем в годы Великой Отечественной Войны. Высокий темп боя требует частого перемещения пунктов управления, вынуждает командира и штаб руководить войсками на ходу, в темпе боя собирать сведе- ния об обстановке, принимать решения и доводить их до непос- редственных исполнителей в кратчайшие сроки. Поэтому хорошо организованное и непрерывное управление войсками в бою обеспечивает захват и удержание инициативы, скрытность подготовки и внезапность нанесения ударов по про- тивнику, эффективное использование имеющихся средств поражения и полное использование боевых возможностей подразделений и частей. Оно позволяет в любых, даже самых сложных условиях обстановки, добиваться успешного выполнения поставленных задач в установленные сроки.

4.1 СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ. ТРЕБОВАНИЯ,ПРЕДЯВЛЯЕМЫЕ К УПРАВЛЕНИЮ.

Управление войсками представляет собой целенаправленную деятельность командиров, штабов и других органов управления по поддержанию боевой готовности и боеспособности войск, подго- товке их к бою и руководству ими при выполнении боевых задач.

УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ ВКЛЮЧАЕТ : - непрерывное добывание, сбор, изучение и обобщение дан- ных обстановки; - принятие решения; - постановку задач подчиненным; - планирование боя; - организацию и поддержание взаимодействия; - организацию и оцуществление мереприятий по повышению (поддержанию) боеготовности войск и обеспечению их бо- еспособности по боевому, техническому и тыловому обес- печению; - организацию систем управления и непосредственное руко- водство подразделениями и частями в бою; - постоянный контроль за выполнением подчиненными подраз- делениями и частями поставленных задач и оказание им помощи. Еще в недавнем прошлом управление войсками осуществлялось в условиях, когда боевые действия развивались методически, размеренно, обстановка на поле боя менялась сравнительно мед- ленно, а исход боя зависел главным образом от действий немото- ризованной пехоты, недостаточно совершенных танков, ствольной артиллерии и поршневой авиации. Пункты управления располога- лись неподалеку друг от друга, так как нередко на площади 15-20 кв.км. занимали исходное положение для наступления силы и средства целой дивизии и оставались в ходе всего боя, ибо были менее уязвимы от воздействия противника чем сейчас. Необходимые распоряжения командир отдавал войскам лично или через адьютантов, ординарцев, связных, передвигавшихся пе- шим порядком или на лошадях. Средствами управления служили главным образом сигналы и флажки. В современном общевойсковом бою условия управления войска- ми стали неизмеримо сложнее. Теперь необходимо руководить под- разделениями и частями, обладающими очень высокой подвижностью и маневренностью, действующими самостоятельно на отдельных направлениях, зачастую на зараженной местности, при наличии обширных зон разрушений, пожаров и затоплений. Наряду с усложнением условий управления войсками значи- тельно повысились требования, которые предъявляются к руко- водству подразделениями и частями в современном общевойсковом бою (схема <4.1>). ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ВОЙСКАМИ : - устойчивость; - непрерывность; - оперативность; - скрытность; УСТОЙЧИВОСТЬ - означает, что управление должно осу- ществляться в любых условиях воздействия противника. Ни удары средств поражения, ни действия подразделений или частей про- тивника не должны приводить к таким нарушениям, при которых невозможно выполнение управленческих функций. Даже если противнику удалось нарушить управление войсками, то оно должно быть немедленно восстановлено. Для устойчивости управления необходим целый ряд меропри- ятий тактического и технического характера. Силы и средства управления должны распределяться по создаваемым пунктам управ- ления с тем, чтобы каждый из них был в состоянии решать основ- ные задачи управления войсками самостоятельно, тогда при вне- запном выходе из строя одного из пунктов, сохранится возмож- ность управления с других. Важно умело рассредотачивать, скрытно распологать и своевременно перемещать созданные пункты управления, строго соблюдать правила СУВ и безопасности связи, надежно защищать радиоэлектронные средства от радиоэлектрон- ного подавления и поражения самонаводящимся оружием противни- ка. Требование НЕПРЕРЫВНОСТИ управления предпологает постоян- ное, без каких либо перебоев в ходе подготовки и ведения боя, воздействие органов управления на подчиненные подразделения и части в интересах успешного выполнения ими поставленных задач. Для достижения непрерывности управления войсками необходимо обеспечить постоянное функционирование пунктов управления и надежную связь между ними, с подчиненными, взаимодействующими подразделениями и частями, вышестоящим командиром и штабом. Под ОПЕРАТИВНОСТЬЮ управления понимают быстрое обеспечи- вающее упреждение противника в действиях, осуществление всех мероприятий по управлению войсками при подготовке и в ходе боя. Так например, если войска наступают с темпом 4-5 км , то распоряжение о действиях в новой обстановке,доведенное, напри- мер, за 20 мин, застанет их, когда они продвинутся вперед поч- ти на 2 км. При завязке встречного боя, когда войска сторон двигаются навстречу друг другу со скоростью 25-30 км/ч, за 20 мин , взаимное положение войск сторон может изменяться в пре- делах 15-20 км. Вполне понятно, что при замедленной реакции органов управления на развитие событий отданные распоряжения могут оказаться не соответствующими реальной обстановке на по- ле боя. СКРЫТНОСТЬ управления войсками заключается в сохранении в тайне от противника всех мероприятий, проводимых командирами, штабами, начальниками родов войск, специальных войск и служит в период подготовки и в ходе боя. Как свидетельствует опыт ми- нувших войн, из-за нарушения скрытности управления, войска не- редко несли неоправданные потери и не выполняли поставленных задач. Очень важное значение для соблюдения этого требования имеет размещение и перемещение пунктов управления. В соот- ветствии с планом вышестоящего штаба проводятся мероприятия по маскировке элементов системы управления войсками и дезинформа- ции противника. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ - единоначалие;

- личная ответственность командиров (начальников) за при- нимаемые решения и результаты выполнения поставленных задач; - централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставлен- ных задач; - твердость и настойчивость в проведении принятых решений в жизнь; - оперативное и гибкое реагирование на изменение обста- новки;

4.2 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ.

Для надежного и эффективного осуществления управления подразделениями, частями и соединениями при подготовке и в хо- де боя создается СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ. В ней функцио- нально связаны 4 основных элемента : - органы управления; - средства управления; - пункты управления; - система связи; Под ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ понимаются отдельные лица руково- дящего состава и немногочисленные коллективы офицеров, воз- главляющие воинские формирования различного масштаба и выпол- няющие функции по управлению подразделениями, частями и соеди- нениями при подготовке и в ходе боя. К ним относятся команди- ры, их заместители, штабы, начальники родов войск, специальных войск и служб. Под СРЕДСТВАМИ УПРАВЛЕНИЯ понимается обширный комплекс различных машин, приборов и приспособлений, используемых в процессе руководства войсками, в целях повышения его эффектив- ности. К ним относятся : - средства связи и наблюдения; - машины управления; - средства механизации и автоматизации управления войска-

ми; ПУНКТЫ УПРАВЛЕНИЯ - это специально оборудованные и осна- щенные места, с которых осуществляется руководство войсками при подготовке и в ходе боя. В состав каждого пункта управле- ния включаются : - группа управления; - группа связи; - группа обеспечения; Наименование, количество и состав пунктов управления за- висит от масштаба воинского формирования. КОМАНДНО - НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ - создается в подразделе- ниях. С него обеспечивается не только руководство подразделе- нием, но и наблюдение за полем боя, ведение разведки противни- ка наблюдением. В состав этого пункта управления входят : командир, его заместитель, офицеры штаба, командир приданного (поддержива- ющего) подразделения, связисты и охрана. Все они размещаются в нескольких или одной бронированной машине, оснащенной средствами связи и другими техническими средствами управления, а если позволяет обстановка, вне машины, в укрытии, обеспечи- вающем наблюдени за полем боя и непрерывное управление подраз- делением. Кроме того в батальоне, для организации управления техни- ческого обеспечения создается ПУНКТ ТЕХНИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ (ПТН).

В полку для управления подразделениями создается КП и ТПУ. Элементом КП является НП КОМАНДНЫЙ ПУНКТ (КП) - предназначается для руководства войсками при подготовке и в ходе боя. Он считается основным ПУ, так как на нем находится большая часть аппарата управлени- я во главе с командиром и основная часть технических средств, решаются важные задачи, связанные с руководством войсками. Из его состава может выделяться НП для наблюдения за полем боя, а в наиболее ответственный период боя и для руководства войска- ми, действующими на важном направлении или в отрыве от главных сил. ТЫЛОВОЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ (ТПУ) предназначен для управле- ния подразделениями технического обеспечения и тыла. Состав ТПУ : 1. Группа управления : а) группа управления тылом; б) группа управления техническим обеспечением; 2. Группа обеспечения. 3. Узел связи. 4. Другие органы.

За организацию ТПУ отвечает заместитель командира по ты- лу. Площадь, занимаемая КП, ТПУ : Sкп,тпу = 0.05 * 0.06 кв.км = 150 * 300 м. Состав ПУ обычно непостоянен, они создаются по возможнос- ти немногочисленными, высокоподвижными, способными быстро развертываться и перемещаться в новые районы. ПУ перемещается по мере изменения положения войск и в хо- де боя, как правило скачками. Их перемещение осуществляется скрытно, с использованием маскирующих и защитных свойств мес- тности. При непродолжительных остановках они размещаются ком- пактно, а при длительном нахождении на одном месте рассредота- чиваются; в целях защиты от ВТО противника личный состав может распологаться вне бронеобъектов, используя укрытия и складки местности. При любом расположении организуется надежная оборо- на и охрана ПУ подразделениями комендантской службы, а там, где их нет, силами и средствами подчиненных подразделений и частей. Пункты управления организуются и развертываются в соот- ветствии с решениями командира(рис <4.1>)

ПОД СИСТЕМОЙ СВЯЗИ понимается комплекс применяемых в под- разделении, части, соединении средств связи, обеспечивающий своевременный и высококачественный обмен информацией в процес- се управления войсками. В подразделениях система связи объединяет одной или нес- колькими радиосетями незначительное количество радиостанций, находящихся в распоряжении командиров подразделений; в зависи- мости от обстановки используются также проводные, подвижные и сигнальные средства связи. Основой системы связи в вышестоящих инстанциях являются подвижные узлы связи. Они должны быть высокомобильными, спо- собными быстро развертываться, свертываться и перемещаться, обеспечивать связь не только на месте но и в движении.

Система связи каждого подразделения, части и соединения согласуется с системой связи вышестоящего и нижестоящего звеньев управления. Это дает возможность устанавливать связь через инстанцию вверх и вниз, а также позволяет использовать узлы связи и линии связи вышестоящего звена управления для свя- зи с другими подразделениями, частями, соединениями и с сосе- дями. Ответственность за организацию и состояние связи несет начальник штаба. За связь с подразделениями или частями техни- ческого обеспечения и тыла отвечают соответствующие заместите- ли командира. 4.3 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КОМАНДИРА БАТАЛЬОНА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К БОЮ (МАРШУ).

Управление войсками в бою представляет собой процесс полу- чения определенной информации (боевой задачи, данных об усло- виях обстановки), принятия или уточнения решения, доведения его до исполнителей и контроля за подготовкой к бою и выполне- нием поставленных задач. Этот процесс в разных формах и в раз- личном объеме многократно повторяется при подготовке и в ходе боя, начиная с момента получения боевой задачи и кончая дости- жением намеченной цели действий. Основные мероприятия по управлению войсками осуществляют- ся чаще всего параллельно в нескольких инстанциях,то есть каж- дая нижестоящая инстанция включается в выполнение данных ме- роприятий почти одновременно с вышестоящей, с небольшим отры- вом по времени, начиная работу на основании предварительных боевых распоряжений. Иногда мероприятия по управлению войсками осуществляются на различных уровнях последовательно : нижестоящее звено прис- тупает к работе после завершения ее вышестоящим звеном, или при сочетании параллельного и последовательного методов работы органов управления нескольких инстанций. Независимо от применяемых методов работы органы управле- ния всегда должны предоставлять подразделениям, частям доста- точное время для качественной подготовки к выполнению принятых решений. Командир батальона управляет подразделениями путем отдачи устных приказов, распоряжений, а также командами и сигналами. Порядок работы командира батальона по организации боя зависит от конкретной обстановки, полученной задачи и наличия времени. Работу по организации боя он начинает,как правило,с получением боевого приказа (боевого, предварительного боевого распоряже- ния) или после объявления командиром полка решения на бой.

С получением боевого приказа или боевого распоряжения командир батальона : 1. Уясняет полученную задачу. 2. Определяет мероприятия, которые необходимо провести для быстрейшей подготовки подразделений к выполнению полученной задачи. 3. Производит расчет времени. 4. Ориентирует своих заместителей и командиров о предсто- ящих действиях. 5. Дает указания начальнику штаба (НШ) по подготовке

подразделений к выполнению боевой задачи, по организации разведки, о времени и работе ее на местности. 6. Оценивает обстановку. 7. Принимает решение. Докладывает его Командиру Полка 8. Проводит рекогонсцировку. 9 .Отдает боевой приказ. 10.Организует взаимодействие и всестороннее обеспечение боя.

При уяснении полученной задачи командир батальона должен понять : - цель предстоящих действий; - замысел старшего командира (особенно способы разгрома противника); - задачу, место в боевом порядке и роль батальона в бою; - задачи соседей и порядок организации взаимодействия с ними; - время готовности к выполнению задачи;

При оценке обстановки командир батальона должен изучить : - состав, положение, степень защищенности, возможные пути выдвижения и рубежи развертывания системы огня и заг- раждений, сильные и слабые стороны противника и возмож- ный характер его действий; - состав, положение, состояние, возможности, защищенность и обеспеченность своих подразделений; - состав, положение, характер действий соседей и условия взаимодействия с ними;

- характер местности и ее влияние на действия подразделе- ний, а также наиболее вероятные направления действий низколетящих самолетов и вертолетов противника; - радиационную, химическую и биологическую (бактериологи- ческую) обстановку. Кроме того при оценке обстановки учитывается состояние погоды, время года, суток и их влияние на подготовку и ведение боя. В результате оценки обстановки командир батальона делает выводы, праизводит необходимые тактические расчеты и намечает отдельные элементы решения.

В решении командир батальона определяет : - замысел боя; - боевые задачи подразделениям; - основные вопросы взаимодейстия; - организацию управления;

Кроме того в решении могут определяться задачи по видам обеспечения. Основу решения составляет ЗАМЫСЕЛ БОЯ в котором определя- ется : - направление сосредоточения основных усилий; - способы разгрома противника (какого противника, где, в какой последовательности и как разгромить с указанием порядка огневого поражения и мер по его обману); - боевой порядок; Решение командир батальона оформляет на своей рабочей карте. В БОЕВОМ ПРИКАЗЕ командир батальона указывает : 1. Краткие выводы из оценки противника. 2. Объекты и цели, поражаемые средствами старшего началь- ника (командира) на направлении предстоящих действий, а также задачи соседей и разграничительные линии с ни- ми. 3. Боевую задачу батальона и замысел боя. 4. После слова "ПРИКАЗЫВАЮ" ставятся боевые задачи под- разделениям. 5. Расход боеприпасов на выполнение боевой задачи. 6. Время готовности к выполнению задачи. 7. Место КНП и заместителей. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ командир батальона организует с участием своих заместителей, командиров рот, отдельных и приданных под- разделений. Оно организуется обычно на местности на глубину видимости, а по карте (на макете местности) на всю глубину бо- евой задачи. Практическая работа командира батальона в подчиненных подразделениях проводится в целях их своевременной и полной подготовки к бою. ОРГАНИЗУЯ УПРАВЛЕНИЕ командир батальона определяет : - места и время развертывания КНП и приданных подразделе- ний, порядок их перемещения в ходе боя; - порядок поддержания связи и радиообмена; - способы и сроки представления донесений; - степень инженерного оборудования КНП и порядок их охра- ны;

Ядерное оружие и другие современные средства вооруженной борьбы изменили содержение общевойскового боя. Теперь это не просто столкновение мотострелков, танков, артиллерии и ави- ации, это прежде всего ядерные удары (если боевые действия ве-

дутся с применением ядерного оружия) , мощное огневое воздей- ствие по противнику новейших обычных средств поражения, высо- команевренные действия общевойсковых подразделений и частей, согласованные по месту и времени. Резко повысились боевые воз- можности войск обеих сторон. Это придало бою невиданные прежде решительность, маневренность, динамичность и пространственный размах, обусловило появление новых принципов организации и ве- дения боя. В управлении войсками возникли новые, чрезвычайно важные и сложные задачи, такие, например, как руководство применением ядерного оружием, согласование с ядерными ударами действий других средств поражения, прогнозирование результатов примене- ния ядерного оружия, организация быстрого их использования подразделениями и частями, восстановление боеспособности войск и др. Как никогда раньше, оперативность действий войск стала зависеть от оперативности мышления команира. Повысилось значе- ние предвидения, разумной инициатавы и самостоятельности дей- ствий, требуются быстрое и точное проведение сложных тактичес- ких расчетов, резкое сокращение сроков подготовки боя и реше- ния задач управления войсками в ходе его. Особое значение при- обретает умение ввести противника в заблуждение относительно истинных намерений войск. Обучение и воспитание войск всецело подчинено поддержанию высокого уровня боевой готовности подразделений и частей, их способности в случае необходимости немедленно приступить к вы- полнению боевых задач. Этому подчинена и тактическая подготов- ка командного состава, главной задачей которой является овла- дение искусством подготовки и ведения современного боя.

Hosted by uCoz